Информация для молодого специалиста

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ (примерная схема)

  1. Соответствие    программного     содержания     возрасту    ребёнка    и программным требованиям.

    2. Подготовка воспитателя к занятию .

  1. Эстетика занятия (внешний вид детей,  санитарное состояние группы, качество используемых пособий, дидактического материала и т.д.)
  2. Целесообразность использования и разнообразие наглядных пособий, демонстрационного и раздаточного материала.
  3. Умение создать рабочую обстановку на занятии.
  4. Разнообразие   методов   и   приёмов,   их   взаимосвязь,   методически грамотное и обоснованное их использование.
  5. Приёмы привлечения и сосредоточения внимания детей (имеются или нет).
  6. Приёмы обеспечивающие эмоциональность и интерес детей.
  7. Приемы активизации самостоятельного мышления детей.
  8. Приемы подачи нового с опорой па имеющиеся у детей знания.
  9. Использование приёмов, способствующих снятию напряжения (физминутки, игровые упражнения и т.д.)
  10. Доступность,    логичность,     грамотность,    эмоциональность   речи воспитателя.
  1. Индивидуальный и дифференцированный подход к детям в процессе занятия.
  2. Соответствие   продолжительности   занятия   возрасту детей   и   виду занятия ( традиционное, комплексное, интегрированное)
  3. Усвоение детьми программного содержания.
  4. Наличие познавательного интереса.
  5. Речевая активность детей на занятии.
  6. Умение работать с пособиями (если такая работа предусмотрена)
  7. Умение внимательно слушать воспитателя и действовать в соответствии с его указаниями.
  8. Поведение детей в процессе работы.

      В продуктивных видах, деятельности:      

   21.Качество объяснения и показа приёмов работы воспитателем,                                                                                       22.Владение   детьми    необходимыми    навыками    в    соответствии    с возрастом.

  1. Качество детских работ.
  2. Оценка и анализ работ воспитателем и детьми.   

 

свернуть

Как подготовиться к занятию

I. Определение темы и ведущих понятий

1. Четко определить и сформулировать тему.

2. Определить место темы в учебном плане.

3. Определить ведущие понятия, на которые опирается данное занятие.                                                             

4. Обозначить для себя ту часть материала, которая будет использована в дальнейшем на других занятиях

II. Определение целей и задач

 Определить целевую установку занятия – для себя и детей, понять, зачем данное занятие вообще нужно. Обозначить обучающую, развивающую и воспитывающую функцию занятия.

III. Планирование учебного материала

  1. Подобрать литературу по теме. Отобрать из доступного материала только то, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
  2. Подобрать учебные задания, целью которых является:
  • Узнавание нового материала
  • Воспроизведение, применение представлений, умений и навыков детей в знакомой и не знакомой ситуации
  • Творческий подход к заданию
  1.  Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному»
  • Подводящее детей к воспроизведению материала
  • Способствующие осмыслению материала
  • Способствующие закреплению материала
  1. Продумывание «изюминки» занятия

Каждое занятие должно содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг, одним словом, то, что дети будут помнить, когда, возможно и такое, все забудут. При этом важно учесть возраст детей, приём, который подходит для средней, но не подходит для ясельной или подготовительной группы. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, занимательный опыт, нестандартный подход к уже известному.

IV. Группировка отобранного материала

Для этого продумать, с какой последовательностью будет организовано работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности.

Главное при группировке – умение найти такую форму организации занятия, которая вызовет повышенную активность детей, а не пассивное восприятие нового.

V. Планирование контроля за деятельностью детей

Продумать:

  • Что контролировать,
  • Как контролировать,
  • Как использовать результаты контроля.

Не забывать: чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, показать дошкольникам подлинный интерес педагога к из работе.

VI. Подготовка оборудования

Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, ТСО. Проверить, все ли работает.

Подготовил заместитель заведующего по основной деятельности Т.А. Кветко

свернуть

Памятка для молодых специалистов

Старайтесь! Помните! Стремитесь!

Старайтесь:

  • Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.
  • Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.
  • Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.
  • Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством.
  • Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.
  • Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие – основа вашего здоровья.
  • Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты – в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.
  • Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.

 Помните:

  • Обладающий терпением, не унизится до раздражения.
  • Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.
  • Коллектив – это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.
  • Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.
  • Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.
  • Не скупитесь на похвалу.
  • Не создавайте конфликтных ситуаций.
  • Следите за внешностью и поведением.
  • Ваше отношение к работе, людям, предметам – образец для подражания.

Воспитывая детей, стремитесь:

  • Любить ребенка таким, каков он есть.
  • Уважать в каждом ребенке личность.
  • Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.
  • Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
  • Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.
  • Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
  • Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.

 В учреждении дошкольного образования запрещается:

  • Кричать и наказывать детей.
  • Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.
  • Приходить к  детям с плохим настроением.
  • Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.
  • Оставлять детей одних.
  • Унижать ребенка.

Подготовил заместитель заведующего по основной деятельности Т.А. Кветко

свернуть

Консультация для молодого специалиста

Имидж педагога (педагогическая этика, риторика, культура поведения)

"Имидж" (от фр. «image») – «образ». В обыденном понимании слово имидж употребляется по отношению к человеку в двух смыслах: как внешний вид человека и как его репутация. На самом деле эти две грани образа слиты. Мы наблюдаем внешний вид, а оцениваем репутацию! Можно сказать, что имидж — это образ, включающий внутренние и внешние характеристики.

К педагогу во все времена предъявлялись высокие требования. Педагог должен быть интересен как личность. Без интереса к личности педагога нет интереса к предмету. Поэтому образ педагога должен вдохновлять.

Составляющие имиджа педагога:

· внешний облик;

· использование вербальных и невербальных средств общения;

· внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я»;

· стилевые особенности педагогической деятельности;

· профессиональные умения

Внешний облик. Старинная пословица гласит: “ Встречают по одежке, а провожают по уму”. Первые 20 секунд педагога внимательно оглядывают: обувь, прическу, отмечают манеру держаться, оценивают осанку, смотрят на лицо. Следующие 20 секунд оценивают умение говорить и слушать, затем определяют коммуникабельность и следят за жестами.

Необходимо выработать свой стиль в одежде, поскольку мода переменчива, а стиль остаётся. Специалисты в области моды советуют носить то, что действительно украшает, то, в чём вы выглядите элегантно. Элегантность – это проявление хорошего вкуса. Одежда является своеобразной визитной карточкой.

В одежде педагога не допускаются :

· слишком откровенные (декольтированные и обтягивающие фигуру) платья, блузки, юбки, брюки;

· мини и макси;

· открытый живот;

· слишком узкие или широкие брюки.

Внешний вид педагога может создать рабочее или нерабочее настроение на занятии, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение. Образ педагога сохраняется в памяти в самых ярких внешних характеристиках.

Вербальные и невербальные средства общения – важные составляющие имиджа. Что и как мы говорим, умеем ли словом настроить человека на себя, какие жесты и позы при этом мы демонстрируем, что происходит с нашей мимикой, как мы сидим, стоим и ходим – всё это влияет на восприятие нас другими людьми.

Педагог, взаимодействуя с детьми, должен соблюдать основные профессиональные требования к общению: быть приветливым, быстро запоминать имена детей, показывать значимость каждого в детском коллективе.

Речь педагога должна быть :

· грамотной;

· правильной;

· без употребления слов - паразитов;

· эмоционально насыщенной

Внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я»

Важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками педагога, соответствовал его характеру и взглядам. Личностное как нечто внутреннее проявляется через деятельность, в конкретных продуктах творчества. Это чаще всего – оригинальность, непохожесть, внешнее самооформление, умение транслировать свою неповторимую личность, делать ее оригинальной в каждом компоненте педагогического процесса.

Внутренний образ – это, прежде всего культура педагога, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, обратный путь постановки и решения проблем и мн. др.

Внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я», ведущее из составляющих педагогического имиджа, поскольку умение нравиться и располагать к себе других людей выступает необходимым качеством в профессиональных и личностных контактах.

Неизменными остаются качества «идеального педагога»:

· любовь к детям;

· доброжелательность;

· искренность;

· умение общаться.

Стилевые особенности педагогической деятельности

Основными областями проявления индивидуального стиля педагогической деятельности являются:

› темперамент (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональный отклик);

› характер реакции на те или иные педагогические ситуации, а также на различные действия и поступки воспитанников;

› выбор методов обучения;

› выбор средств воспитания;

› стиль педагогического общения;

› применение средств психолого-педагогического воздействия на детей, в том числе предпочтение тех или иных видов поощрений и наказаний

Профессиональные умения.

Под профессиональной компетентностью понимают владение необходимыми знаниями, умениями, навыками, определяющими сформированность педагогической деятельности, общения и личности как носителя определенных ценностей и идеалов.

Педагогическая эрудиция – своеобразный запас знаний, который педагог применяет для решения педагогических ситуаций, которые определяются самим педагогом во взаимодействии с детьми и их взаимодействии между собой.

Педагогическое мышление и интуиция необходимы педагогу для предвидения развития ситуации без полного ее анализа.

Педагогическая импровизация поможет найти педагогу неожиданные решения и мгновенное воплощение. Педагогической импровизации свойственна сиюминутность, единство интуитивного и логического.

Заключение.

К сожалению, воспитатель детского сада по нынешним временам – профессия не из престижных. До сих пор многим профессия воспитателя представляется как работа по присмотру за детьми (особенно в группах младшего возраста – «Ну что там сложного – на горшки сажай да носы вытирай»). Не каждый знает, что воспитательский труд включает в себя не только обязанность заниматься воспитанием, образованием и оздоровлением детей, но и вести работу с родителями, создавать предметно-развивающую среду, оформлять документацию, вести уборку территории, добывать деньги на ремонт группы, осуществлять этот самый ремонт, обучаться самому. И это все за смехотворную плату. Но, в первую очередь, воспитатель - это человек, любящий детей (это просто залог выживания в данной профессии). Общество, порождая требования к профессиональному имиджу воспитателя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменным остаются такие, как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться. Чем бы ни занимался человек, он всегда вызовет уважение людей, если он мастер своего дела. Это справедливо не только потому, что смотреть на то, как человек красиво работает, всегда приятно. Дело не в эффектности, а в эффективности труда. В этой связи, имиджу дошкольного воспитателя, принадлежит не последняя роль.

Список литературы:

1. Девис, Ф., Создай себе имидж. – Минск : Асвета, 1998. – 52 с.

2. Капустина, З., Имидж современного педагога / З. Капустина / / Учитель. – 2006. – № 1. – С. 05 – 07.

3. Петрова, Е. А., Коробцева, Н. А., Язык одежды, или как понять человека по его одежде. – М. : Детство-пресс, 1998. – 38 с.

4. Попова, Л., Имидж современного педагога / Л. Попова / /Учитель. – 2002. – № 6. – С. 10 – 12.

5. Шепель, В. М., Имиджелогия : секреты личного обаяния. – М. : Детство-пресс, 1997. – 55 с.

 

Педагог-психолог А.И. Гаттарова

 

 

свернуть

Как быть успешным

  1. Любите себя в профессии, иначе синдром эмоционального выгорания   педагога настигнет вас раньше 25 лет работы по специальности.
  2. Будьте внимательны и доброжелательны к окружающим.
  3. В течении первого года работы больше наблюдайте, слушайте, вникайте, меньше - говорите, высказывайте свои критические замечания, повышайте голос, капризничайте.
  4. Говорить о ребенке начинайте с хорошего, затем выделяйте проблемы и давайте несколько рекомендаций по их разрешению.
  5. Родители ваших воспитанников - люди ранимые, любящие своих детей. Поэтому педагогических ошибок не прощают или делают это с большим трудом.
  6. Не задавайте родителям вопрос: "У вас есть педагогическое образование?"
  7. Конфликтующий родитель не враг вам, а лишь человек, имеющий другой взгляд на проблему.
  8. Приняв группу после другого педагога, никогда не критикуйте предшественника! Лучше на основе его приемов работы выстройте свою систему и заслужите авторитет у детей и их родителей.
  9. Работу начинайте с изучения возрастных и психологических особенностей детей.
  10. Впервые придя в группу, постарайтесь разглядеть все, что требует изменений. Запишите их, чтобы выполнить в ходе деятельности. Иначе привыкнув, мы многое не замечаем и забываем.
  11. Соблюдайте традиции учреждения и его Устав.
  12. Обязательно и регулярно посещайте открытые мероприятия коллег. У каждого педагога есть свои "изюминки" в работе. Ищите их и применяйте в деятельности!
  13. При поиске разрешения возникающих вопросов и проблем обращайтесь за советом к тем, кто работает рядом. Вам обязательно помогут!
  14. Аккуратно ведите документацию, избегайте исправлений, ошибок.
  15. Чаще улыбайтесь и верьте в себя и свои силы! У вас все получится!!!

Подготовил заместитель заведующего по основной деятельности Кветко Т.А.

свернуть