Советы учителя-дефектолога

Нормы речевого развития детей

Первый год жизни можно назвать подготовительным в развитии речи. Первые три месяца ребенок начинает реагировать на обращенную речь - затихает, замирает, прислушивается к словам. Крик ребенка становится все более модулированным, появляются нотки радости и недовольства.

Следующие четыре месяца своей жизни малыш радует родителей гулением и лепетом. Гуление представляет собой протяжные гласные звуки. Лепет – это сочетания звуков, имитирующие «взрослую» речь, не несущее смысловой нагрузки.

Возраст 6–10 месяцев можно охарактеризовать фазой активного лепета, воспроизведения целого ряда сложных слоговых цепочек. В этот период ребенок начинает понимать речь, смотреть или даже указывать на называемые мамой предметы.

К 10-12 месяцам дети повторяют звуки и слоги вслед за взрослыми, понимают ряд инструкций («дай игрушку», «как дитя спит?»), произносят первые «лепетные» слова: «ава» - собачка, «му» - корова и т.п. Слова, состоящие из одинаковых слогов («баба», «мама», «ляля») появляются к концу первого года жизни.

К 1,3 года словарный запас составляет порядка 6-9 слов. Ребенок пока не умеет изменять их по падежам и родам.

К 1,8-1,10 года появляется фраза, представляющая из себя набор 2-3 слов, связанных лишь интонацией.

Ближе к двум годам словарный запас пополняется до 50 слов и ребенок начинает улавливать связь между словами в предложении, однако в речи все еще присутствует большое количество аграмматизмов («хочу гулять улика»).

В возрасте 2-2,6 лет в речи детей появляются простые предлоги («у», «с», «на», «в»), предложения состоят уже из 5-8 слов. Следующие полгода ребенок совершенствуется в употреблении служебных частей речи, использует сложные предлоги («из-за», «из-под»). К школьному возрасту речь детей совершенствуется, словарный запас обогащается, уровень владение языком становиться очень высоким.

Не стоит паниковать, если речевое развитие ребенка несколько отличается от приведенных выше норм, ведь речь развивается в зависимости от условий жизни и воспитания. Рамки достаточно гибкие. Отклонения от норм в сторону чуть раньше или чуть позже допустимы в пределах 2-4 месяцев. Однако существуют признаки, указывающие на отставание в речевом развитие, на которые следует своевременно обратить внимание.

Нарушение речи: тревожные признаки

Частой ошибкой молодых родителей является легкомысленное отношение к неправильной речи ребенка. Ведь даже небольшой с первого взгляда речевой дефект может быть следствием серьезного неврологического заболевания или задержки психического развития.

На что необходимо обратить внимание:

4 месяца

– нет эмоциональной реакции (улыбка, смех, оживление) на жесты и обращенную речь.

9 месяцев

– отсутствие лепета.

18 месяцев

– ребенок испытывает сложности в глотании, сосании, жевании; не произносит простые слова;

– не понимает своего имени и названия окружающих предметов.

2 года

– словарный запас не пополняется и ограничивается несколькими словами.

3 года

– речь представляет собой отдельные слова;

– ребенок не в состоянии составить фразу;

– произношение непонятно даже в семейном кругу;

– темп или слишком быстрый (с глотанием окончаний) или слишком медленный;

–понимание простых инструкций и рассказов ограничено, одним словом называются разные вещи;

–произошло «затухание речи» - речь появилась, а потом ребенок замолчал.

Кто разговорчивее: мальчик или девочка

 Не стоит забывать, что мозг девочек и мальчиков уже с рождения развивается по-разному. Речевые способности также отличаются. Для девочек характерно более раннее начало речи (примерно на 4-5 месяцев). Словарный запас быстро пополняется словами, обозначающими предметы. Мальчики начинают говорить позже. Зато у них, в отличие от девочек, достаточно быстро формируется грамматически оформленная фразовая речь. Преобладают глаголы.

Причины задержки речи

  1. Наследственная предрасположенность. Нарушение речи может передаваться генетически, чаще по мужской линии (может быть скачок через поколение).
  2. Неблагополучное протекание беременности – пагубное влияние алкогольных и наркотических средств на плод, неблагоприятное воздействие лекарственных препаратов, вирусные и инфекционные заболевания матери, поздние токсикозы и т. п.
  3. Осложненное течение родов. Родовые травмы, стремительные или затяжные роды, большой безводный период, асфиксия плода.
  4. Заболевания ребенка. Различные наследственные заболевания (тугоухость, глухонемота, эпилепсия, мигрень), патологии ротовой полости (короткая уздечка, расщелины неба, аденоиды). Нейроинфекции, травмы головного и спинного мозга, повреждения шейного отдела позвоночника, психические и интеллектуальные отклонения, инфекционные и вирусные заболевания.
  5. Ошибки в воспитании. «Педагогическая запущенность» детей из неблагополучных семей. Недостаточное внимание к развитию ребенка или, наоборот, повышенная опека. Билингвизм (двуязычие) в семьях, приводящий к множественным ошибкам в речи.

Задержка речи: как быть?

Любой недостаток ребенок воспринимает острее, нежели взрослый. Именно поэтому поддержка семьи – это залог успешного разрешения проблем. Отношение к дефекту речи ребенка должно представлять некую «золотую середину». Заострение внимания на существующие недостатки в произношении ведет к выработке комплекса неполноценности и нежеланию общаться. С другой стороны, из-за равнодушного или попустительского отношения родителей к речевым дефектам ребенок придет к выводу, что его речь нормальна и нет необходимости что-либо исправлять.

Не стоит спорить со специалистами, если они говорят о возможных проблемах в речи. Многие родители думают, что если ребенок четко выговаривает звуки, то проблем в речевом развитии нет. Это заблуждение. На грамматические и речевые ошибки необходимо обращать внимание уже с малых лет. Неправильное изменение слов («ухи», «много ключёв»), неумение составить рассказ, пропуски и замены предлогов – все это может в дальнейшем мешать хорошей успеваемости в школе.

свернуть

Почему ребенок говорит неправильно (причины нарушений речи)?

Почему ребенок говорит неправильно (причины нарушений речи)? Человеческая речь состоит из слов, а слова из различных согласных и гласных звуков. Звуки воспроизводятся при помощи голосовых связок и особенного положения языка. При этом для произношения различных звуков язык занимает определенное место. Даже при небольшом отклонении языка в сторону звук получается неправильным. Причины такого дефекта могут быть самыми разными, поэтому нельзя с точностью утверждать, что двум разным детям логопед порекомендует абсолютно одинаковые упражнения для коррекции речевого дефекта. При формировании речи у ребенка его язык учится находить правильное положение, соответствующее определенному звуку. Язык может быть слишком подвижным или наоборот вялым, при этому движения языка могут оставаться несовершенными, поэтому в детской речи происходит замена большого количества звуков на более удобные для произношения. Так, звук «ш» часто заменяется на «с», «л» на «в», «з» на «ж» и так далее. Наиболее трудным для произношения у большинства детей является звук «р». Ребенок подрастает, его язык становится более подвижен и гибок. На слух у него лучше получается различать звуки и язык чаще занимает правильное положение. Речь ребенка становится чистой. Нередки случаи, когда язык остается слишком вялым или наоборот подвижным, но уже выработан автоматизм движений, неправильность положения языка закрепляется. В этой связи уже вне зависимости от возраста дети продолжают допускать ошибки в звукопроизношениях. Причины недостаточной подвижности языка могут быть связаны со следующими негативными факторами: врожденные аномалии языка и неба; приобретенные в результате травм расщелины между зубами и дефекты губ; нарушение прикуса; подъязычная уздечка слишком коротка. В идеале у взрослого человека подъязычная уздечка составляет в длину около 1,5 сантиметров, при регулярных артикуляционных упражнениях ее возможно растянуть. Также, на развитие речи ребенка оказывают влияние негативные факторы, такие как осложненный ход беременности, родовые травмы, болезни крохи в раннем возрасте, инфекции, стрессы и генетический фактор (если, например, имели место случаи с нарушением речи в семье). Иногда нарушение развития центров головного мозга, отвечающих за речь, сказывается на замедленном формировании звуков у ребенка. Он может начать говорить в более позднем возрасте, и речь его, как правило, формируется неправильно, она невнятная и нечеткая. Отставание в речевом развитии влияет на успеваемость детей в школе, на их способности к чтению и письму, поскольку имеется связь между произношением звуков и их графическим изображением. В дальнейшем может страдать общение со сверстниками, у малыша появятся психологические комплексы.

свернуть

Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Очень часто многие родители замечают у своих детей только нарушение звукопроизношения, но не видят нарушения лексико-грамматического строя речи, слоговой структуры слова, фонематического слуха.

Ваши дети посещают занятия в пункте коррекционно-педагогической помощи, с логопедическим заключением: Фонетическое нарушение речи, Фонетико-фонематическое недоразвитие речи, Нерезко выраженное общее недоразвитие речи, Общее недоразвитие речи. У данных групп детей наблюдается наличие или отсутствие нарушений звукопроизношения, при этом дети имеют не внятную дикцию, часто путают местами слоги и звуки. На первый взгляд эти недостатки кажутся несущественными, но в итоге затрудняют у ребенка процесс обучения чтению и письму.

Причины нарушений речи.

Среди причин выделяют разнообразные факторы как биологического, так и социального характера. К биологическим факторам относят: инфекции или интоксикации матери во время беременности, несовместимость крови матери и плода по резус- фактору или групповой принадлежности, поражение плода во время беременности (вызванное инфекцией, интоксикацией, кислородным голоданием), послеродовые заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребёнка.

Вместе с тем речевые нарушения могут быть обусловлены неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с недостаточным общением со взрослыми в периоды активного развития речи. Во многих случаях является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного социального окружения.

Коррекция речи у детей.

Уважаемые родители, от вас зависит способность ребенка работать, усваивать новые знания, способность понимать то, что дают ему педагоги. От вас зависит, как скоро нарушение речи будет исправлено.  Первым и главным является то, что Вы должны внимательно присмотреться к ребенку и оценить его особенности и возможности.

  1. Выполнение артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков  и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

2.Упражнения на развитие речевого дыхания.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Запомните параметры правильного ротового выдоха:

- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";

- выдох происходит плавно, а не толчками;

- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

- выдыхать следует, пока не закончится воздух;

- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

3.Игры на развитие мелкой моторики.

 

"Пальчиковые игры" являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
  3. Детки учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять,
  4. Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

5.Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

  1. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет "рассказывать руками" целые истории,
  2. В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

У некоторых родителей отмечается негативное отношение к рекомендуемым оздоровительно-воспитательным мерам воздействия, неуверенность в успехе работы с ребенком, сомнения в целесообразности что-то менять.

         У одних родителей нет ни желания, ни возможности заниматься с ребенком, это как правило, семье с низким социально-экономическим статусом. Другие родители имеют выраженное желание работать с ребенком, но при этом не имеют соответствующих материальных и бытовых условий. Есть родители, которые хотят заниматься с ребенком, следовать всем указаниям специалистов, имеют соответствующие условия для этого, но не знают конкретно, что могут и должны делать. У родителей даже в благоприятных семьях порой отсутствуют достаточные знания, умения и навыки, необходимая подготовка для коррекционной работы с ребенком.

         Перед специалистами стоит задачи найти пути взаимодействия с родителями, расширить их знания, помочь им понять своеобразие личности ребенка и правильно определить пути воспитательного воздействия.

Очень важно, уважаемые родители, быть в контакте с неврологом, который назначит медикаментозное лечение, в случае необходимости, психологом, который поможет выработать линию поведения с ребенком.  Не секрет что в наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи или обучающие игры на компьютере не могут заменить общения родителей со своими детьми. Оно было и остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной речи.

Решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного характера. Первая - межиндивидуальная - функция речи не только генетически исходная, но и основополагающая в становлении речи. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого партнера.

Когда родители разговаривают со своими детьми, они передают им нечто гораздо большее, чем просто слова, предложения и правила синтаксиса. Они демонстрируют им, как нужно выражать свои мысли и обмениваться идеями с другими людьми. Родители знакомят ребенка с категориями и символами, учат его тому, как переводить сложный мир в представления и слова. Эти концептуальные средства являются для ребенка теми поддерживающими конструкциями, которые он использует для понимания мира и выражения собственного места в нем.

Исследования показали, что чтение книжек с картинками также облегчает ребенку овладение речью. Особенно полезным чтение оказывается, если родители задают детям открытые вопросы, поощряющие их придумать развитие какой-либо истории, и должным образом реагируют на попытки ребенка ответить на эти вопросы.

В заключение хотелось бы обратить внимание родителей на собственную речь.

свернуть

Советы родителям будущих первоклассников

Воссоздание это идёт всю жизнь, но особенно интенсивно – в первые годы жизни. И очень важно помочь ребёнку как можно успешнее овладеть прекрасным даром. Не полагайтесь, что «в школе научат», позаботьтесь, чтобы ребёнок пришел в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь.

 

Готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно при помощи речи устной и письменной ребёнку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у ребёнка будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.          

   Родителям важно знать самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и пытаться устранить их до поступления ребёнка в школу.

   В первую очередь следует обратить внимание на:

- Правильность произношения звуков и умение различать звуки речи на слух.

- Дети должны уметь четко произносить все звуки речи, владеть интонацией, регулировать громкость и темп речи, правильно ставить ударение в слове. Речь ребёнка, поступающего в первый класс, должна быть чистой, связной и выразительной.

- Родителям также важно знать, что словарный запас ребёнка к семи годам должен составлять 2500-3000 слов: в нём должны присутствовать все основные части речи: существительные, прилагательные, глаголы, обобщающие слова такие как одежда, посуда, обувь, фрукты, овощи, транспорт и т.д.

- Ребёнок должен знать название предметов, относящихся к различным группам, например: известные ему цветы, деревья, виды транспорта и т.д.

- Уметь определять название предмета по его признакам, например: кислый, жёлтый (лимон), зелёный, полосатый, круглый, сладкий (арбуз) и т.д.

- Уметь подбирать слова-признаки к различным предметам, например: ветер холодный, погода ясная, небо безоблачное, снег белоснежный, холодный, пушистый и т.д.

- Уметь подбирать действия к предмету, например: птица (что делает?) летает, уж ползёт, собака лает и т.д.

- Уметь подбирать предметы к действию: скажи, кто лает, стрекочет, щебечет, что наступает, замерзает и т.д.

- Ребёнок должен знать, чем занимаются люди не только известных профессий, таких как учитель, повар, врач, но и сталевар, геолог, столяр, инженер и т.д.

- Подбирать слова близкие по значению: храбрый-смелый, хороший-приятный, холод-мороз, стужа, хвалить-одобрять, расхваливать, скучать-тосковать и т.д.

- Ребёнок должен знать слова противоположного значения: белый-чёрный, хороший-плохой, мириться-ссориться, младший-старший, можно-нельзя, полезный-вредный и т.д.

- Понимать переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.

- Родителям важно знать, что к четырём годам ребёнок должен овладеть системой словоизменения, т.е. уметь изменять слова по числам, падежам, например: один сад, а много сады, гулял где? за садом и т.д.

     Для того чтобы проверить насколько ваш ребёнок овладел системой словоизменения можно предложить ему следующие задания: много это глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть … и т.д.

     Системой словообразования ребёнок овладевает к семи годам. При слово-образовании меняется значение слова, например: сад, садик, садовник, посадки, посадил, саженцы и т.д. Важно, чтобы ребёнок не только научился образовывать новые слова, но и активно пользовался этими словами, строил из них предложения.

   Чтобы проверить насколько ваш ребёнок овладел системой словообразования можно предложить следующие задания:

  1. Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …, маленькая куколка, а большая …,
  2. Закончи предложение:

весной картошку сажают, а осенью …,

воду наливают, а соль …,

  1. Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у коровы - …,

у слонихи - …, у овцы - … и т.д.

  1. Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.
  2. У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.
  3. Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.

Важно обратить внимание на связную речь ребёнка.

   Связная речь является основным показателем эффективности развития речи ребёнка в семье.

Необходимо научить ребёнка давать полный ответ на вопрос. Вызывать у него желание о чем-то рассказывать. Расспрашивайте о важных для него событиях. Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.

Для формирования связной речи можно использовать следующие методы: это описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений.

Формирование интереса к чтению.

Перед тем как начать обучение ребёнка чтению, необходимо, чтобы у него появился к этому хоть какой-нибудь интерес. Без наличия такого интереса обучение либо не пойдет, либо для малыша станет настоящей пыткой.

   Родители должны знать, что решающими условиями и предпосылками развития речи ребёнка являются:

- стимулирующая среда. Ребёнок может говорить в том случае, когда есть объект для высказывания; речь является показателем того, в какой семье живёт ребёнок – богатой стимулами, разнообразной и интересной или однообразной, где мало новых явлений, ситуаций, отношений, лиц, побуждающих ребёнка к разговору.

В семье должна существовать возможность активного речевого проявления. Ребёнок должен не только слушать речь, но и прежде всего говорить сам: при повторении названий предметов, описании явлений, изложении собственных мыслей упражняется его голосовой аппарат; с помощью слуха ребёнок контролирует свою речь, проверяет, понимают ли его другие;

- образец речи взрослого. Дошкольник учится говорить, подражая речи взрослых, он говорит так, как говорят самые близкие из окружающих его людей: чисто, чётко, громко, либо небрежно; у него может быть богатый словарный запас слов, а может оказаться, что его речь будет проста и бедна;

   Дошкольника надо вести к тому, чтобы он подражал словам, экспериментировал с ними, сравнивал по значению, упражнялся в произнесении звуков и слогов, самостоятельно рассказывал, пересказывал, инсценировал и драматизировал знакомые сказки; общее воздействие всех факторов, влияющих на ребёнка. На развитие речи оказывает отрицательное влияние несогласованность требований взрослых.

 

Теперь вы знаете, что ребёнку нужна ваша помощь, знаете, что нужно делать.

Наберитесь терпения. Все в ваших руках.

Желаю удачи!

свернуть

Советы родителям неговорящего ребенка

  1. Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
  2. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа "Дай ручку", "Где ножка?" Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
  3. Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина — би-би, кукла — ля-ля, упал — бах.
  4. Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
  5. Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (Прятки — ку-ку, Паровозик — ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: "Ух ты"! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у.
  6. Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
  7. Не перегружайте ребенка телевизионной, видео- и аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
  8. Не говорите при ребенке о его отставании.
  9. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.
  10. Не дожидаясь, пока ребенок заговорит. Начинайте учить его различать предметы по размеру (большой — маленький); соотносить цвета, форму (дай такой же); количество (один — много).
  11. Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа "Сорока-белобока".
свернуть

10 ПРОСТЫХ СОВЕТОВ УЧИТЕЛЯ - ДЕФЕКТОЛОГА РОДИТЕЛЯМ

 Дошкольный возраст - яркая, неповторимая пора!  Это самое важное время в развитии ребенка. Объем информации, который ребенок усваивает в этот период трудно переоценить. И это в первую очередь зависит от родителей! 

         Приведем несколько простых советов, которые помогут развить ребенка и подготовить его к школьной жизни.

         1.​ Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

         2.​ Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

         3.​ Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите «Что он делает?» вместо «Он играет?»

         4.​ Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

         5.​ Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, пение птиц, мотор самолета и т.д.

         6.​ Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.

         7.​ Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

         8.​ Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.

         9.​ Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

         10.​ Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не ждать, когда он «сам заговорит».

 

свернуть